Показать сообщение отдельно
Старый 04.09.2009, 18:46   #31
Диалонд
 
Сообщения: n/a


По умолчанию Ливонский орден. Часть первая.

Вспомнил о нашем споре с Shurixом по поводу того часть ли Тевтонского Ливонский орден и ежели часть то какая? Shurix тут высказывал мысль, что Ливонский орден, мол, филиал Тевтонского " а-ля тамплиеры". Я тогда не имел времени обстоятельно ответить (а кратко тут, сами увидите, не ответить) , ведь вопрос это сложный и довольно спорный. "А-ля тамплиеры"? Да, тамплиеры дествительно имели множество командорств (прецепторий) почти во всех странах Западной и Центральной Европы и возглавляли эти филиалы местные магистры. Сходство казалось бы полное. Только многие ли из вас слышали о Французском, Арагонском, Ирландском Орденах? А ведь в этих странах располагались мощные командорства, как тамплиеров, так и госпитальеров, были свои магистры. А вот о Ливонском ордене слышали, наверное, все. Что бы разобраться нам придётся начать с самого начала.
В течение веков земли ливов, эстов и других прибалтийских племён находились под властью русских и платили им дань (в отличие от литовцев не вениками, а мёдом). Русский Великий князь Ярослав основал первый на этих землях настоящий город, который он назвал по своему христианскому имени - Юрьев. Впоследствии Дерпт или Тарту. Возникает естественный вопрос - почему же за столь долгий срок наши предки не сумели не только присоединить, но даже и обратить в православие Прибалтику? Чтобы понять это обратимся с ..." Робинзону Крузо" Даниеля Дефо. Но не к первой хорошо известной части этого романа, где Робби сидит на своём острове с дикарём Пятницей, а ко второй.
Покинув свой остров, просидевший 28 лет на одном месте Робинзон отправляется в кругосветное путешествие. Он посещает разные экзотические страны - Китай, Сибирь и т. д. Во время пребывания в Сибири любопытного англичанина занесло в глухую туземную деревеньку, где он стал свидетелем поклонения дикарей своему богу - уродливому деревянному идолу. Что тут сделалось с нашим добряком Бобби! Его просто перекосило от подсердечной, какой-то глубинной ненависти и неизбывного отвращения. Путешественник выхватил саблю и на глазах у изумлённых
туземцев изрубил их бога в мелкую щепу. Знай, мол, наших! Судя по описанию, это была какая-то инстинктивная реакция.
Изумление "дикарей" быстро сменилось гневом и дурака-англичанина непременно бы растерзали, если бы на его счастье рядом не оказалось отряда местных козаков, сопровождавших иностранца в его поездке по нашей стране. Они отбили и вывели "взбесишегося" (по их мнению) Робинзона из деревушки. После этого Крузо ещё долго не мог понять, почему русские, будучи хоть и не правильными, но всё же христианами, позволяют "дикарям" исповедовать "дикарскую" религию, а казаки наверное никак не могли взять в толк с чего же взбесился этот иностранец. Идолы и у них самих восторга не вызывали, но "зачем же стулья ломать"?
К чему я это всё рассказываю и какое это отношение имеет к теме данного поста? Дело в том, что менталитет западноевропейцев и русских (покрайней мере в этом вопросе) что в
XII, что в XVIII веке изменился поразительно мало. Он и сейчас тот же, только замените "христианство" на демократия, а саблю Робинзона Крузо на крылатые ракеты... Наше терпимое отношение к чужой вере даже возводилось до уровня государственной политики. Набожный Иван Грозный, которого я, кстати, терпеть не могу, после присоединения Поволжья отказывался применять репрессивные меры к мусульманам, говоря: "Так чтоб в других землях не стали говорить: вера вере недруг и для того христианский государь мусульман изводит. А у нас в книгах христианских писано: не велено силою приводить к нашей вере. Бог судит в будущем веке, кто верует право или не право, а людям того знать не дано". Сказано, между прочим, в разгар религиозных войн во Франции, лет эдак за 15 до Варфоломеевской ночи. Отношение же западноевропейцев к чужой вере (или системе ценностей) было каждый раз таким же как у Робинзона Крузо. Непонимание, неприятие, затем яростная агрессия, стремление уничтожить. Инстинкт, наверное.
Короче, русские княжества удовлетворлись сбором скромной (по возможностям тогдашних прибалтов) дани и занимались своими собственными делами. Нищие Литва и Ливония мало их интересовали. Так мы и проворонили эти земли.

Продолжение следует.
  Ответить с цитированием