Показать сообщение отдельно
Старый 07.09.2009, 01:32   #33
Диалонд
 
Сообщения: n/a


По умолчанию Ливонский орден. Часть третья.

Потерявшие предводителя и идейного вдохновителя похода крестоносцы несколько подрастерялись. Большинство из них были простыми немецкими парнями, не утруждавшими себе голову лишними мыслями и предоставлявшими думать за себя господину епископу. "Грабь, бей, жги!" (кстати реальный клич крестоносцев того времени), вот и всё, что они держали в голове. Ах да, ещё то, что за всё это они получат от папы полное очищение от всех грехов и попадут в рай.Так что, выполнив обязательную программу по христианизации, разграбив и перебив ливонцев, крестоносцы спалили местные деревушки и, крестив под угрозой смерти всех выживших пленников, остановились в недоумении. Чего дальше то делать?Захотелось домой, отдохнуть, пропить награбленное, похвастать своими благочестивыми подвигами перед зеленой молодёжью и пышными немецкими фройляйн. Наступала традиционно для Прибалтики слякотная, мало располагающая к ратным подвигам осень. Приближалась зима. Страна была вроде бы завоёвана, однако, оставаться в ней нашлось немного желающих. Саксонцы, оставив несколько небольших гарнизонов и пару попов из свиты епископа, вернулись на родину.
Местные жители ободрились. Они снова обратились к своему излюбленному средству смывания с себя крещения - бане. Затем они обнаружили вырезанную из дерева одним из саксонцев голову человека. Тот так просто, баловался, а ливы решили, что видят перед собой того самого христианского бога, которому зачем-то понадобились их земли и десятая часть урожая. Обижать бога прибалты не осмелились и потому попытались договориться с ним по хорошему. Они посадили деревянный бюстик на плот, столкнули его в море, надеясь, что "Иисус" уплывёт к себе домой в Германию и перестанет их допекать.
После этого они обьявили, что любой священник оставшийся на их землях после Пасхи 1199 года будет убит. Клирики не стали испытывать судьбу, они почему-то не горели желанием становиться святыми мучениками поспешно эвакуировались. Через год от всех успехов Первого Ливонского крестового похода остались лишь несколько покинутых замков в устье Западной Двины.
Взамен погибшего Бертольда епископом был назначен Альберт фон Буксхевден. У этого субъекта на уме были одни лишь мечи, добрух же слов для не раскаившихся язычников он не признавал в принципе.Бертольд по сравнению с Альбертом выглядел вполне терпимым человеком. В течение 1199/1200 гг. фон Буксхевден подготовил новый крестовый поход, в котором теперь участвовали не одни только саксонцы. Направляемые несокрушимой волей нового епископа немецкие пилигримы (а пилигримы это отнюдь не только
мирные паломники) не только ливов, но и живших по соседству леттов. Отлично сознававший необходимость создания мощной базы в устье Даугавы, Альберт основывает в 1200 году здесь город Ригу, ста первым епископом Рижским. Рига позволяла контролировать старинный торговый путь по Даугаве в Полоцкое княжество. Путь этот имел большое значение для нарождающейся Ганзы и сам по себе был золотым дном. Однако даже Альберт не мог решить глаdвной проблемы, которя уже погубила плоды первого крестового похода. Повоевав всласть летом, его немцы на зиму почти обязательно уезжали домой(к своим фройляйн и фрау) оставляя своего епископа практически беззащитным. Атаковать земли язычников они всегда были готовы, а вот защищать завоёванное они не слишком хотели. У же на третий год своего правления Альберту стало ясно, что опереться на этих "крестоносцев-любителей" он не может. Нужны были были крестоносцы профессионалы. Иными словами свой рыцарский орден. И никаких фройляйн!
В 1202 году Альберт создаёт такой орден, назвав в полном соответствии со своими личными вкусами Орденом Меченосцев. По мысли епископа целью существования ордена должна была стать защита его (епископа) жизни и имущества. Однако вскоре оказалось, что святые рыцари смотрели на эти вещи несколько иначе. Защищать жизнь епископа они были готовы только за хорошие деньги (оплата принималась так же землями и привилегиями), а имущество у них вскоре появилось своё.
Началась безобразная драчка за новозавоёванные земли, захваченных рабов и прочие ценности. Орден сразу же потребовал от Альберта треть всей добычи и захваченных земель. Распоряжения епископа рыцари надменно проигнорировали. На том основании, что все рыцарские ордена свободны от власти местных епископов и подчинены непосредственно папе. Как тамплиеры или госпитальеры. Тут против Альберта сыграло то, что он, дабы не заморачивать, не стал писать устав для своего ордена "с чистого листа", а поросту тупо скопировал из устава госпитальеров. Отсюда и второе название ордена Меченосцев - орден Немецких Госпитальеров. А в этом уставе про какуюто особенную власть рижского епископа по понятным причинам не было сказано ни пол слова.
Когда сам папа в 1208 году утвердил этот устав и орден стал офиц. признанным рыцари совсем обнаглели. Впрочем наглость, жадность и скупость являлись самыми характерными чертами Меченосцев, даже по мнению их тевтонских братьев, которые сами были не божьими овечками.
А тут появился ещё один претендент на прибалтийские земли. Король Дании высадился в Эстонии и объявил эту землю своей. Рыцари и епископ Альберт на время приостановив свой конфликт накинулись на нового опсного конкурента. Крестовый поход во славу истинной веры как-то очень плавно перетек в в драку между христианскими воинствами.
А куда же глядели в это время Новгород (сюзерен Эстонии) и Полоцк (сюзерен Латвии)?
Продолжение следует.
  Ответить с цитированием