Показать сообщение отдельно
Старый 27.10.2009, 10:40   #78
Диалонд
 
Сообщения: n/a


По умолчанию Ливонский орден. Часть пятая.

Главная причина практически полной неспособности "людей Запада" сопротивляться русским дружинам в 1220-х и в 1230-х гг. крылась в той лютой вражде, которую питали крестоносцы друг другу. Епископ, Орден, датчане, город Рига с его связями в Ганзе - все они никак не могли поделить даже ту добычу, что уже захватили (Латвию и Эстонию). Что уж тут было думать о новых завоеваниях в богатых русских княжествах. Для начала следовало как-то примирить "святых подвижников за веру Христову" и сколотить из них приличную коалицию. Папство, чьей заветной мечтой уже три столетия (со времён княгини Ольги) являлось обращение Руси в "правильную веру" было чрезвычайно заинтересовано в этом. Поэтому ещё в 1225 году в Ливонию прибывает личный папский посол, специалист по Восточной Европе Вильям Моденский. Впоследствие именно он будет главным организатором знаменитого крестового похода против Руси 1238-1242 гг. Сейчас задача перед ним стояла попроще - примирить епископа Альберта с его непокорным детищем - орденом Меченосцев. Следовало разрешить спор по поводу дележа земельных владений ( попросту драчки из-за награбленного), возникший в конце 1210-х начале 1220-х годов.
Когда Вильям приехал в Ригу к нему потянулись клирики из свиты епископа и рыцари из Ордена с кипами доносов друг на друга. Ситуация чем-то напоминала "Ревизора" Гоголя, только ревизор здесь был настоящий. Симпатии легата явно склонялись в пользу рыцарей, ведь реальной военной силой в этом регионе был именно Орден, а никакой не епископ - его формальный патрон. Последние победы Меченосцев над датским королём Вальдемаром Победоносным в Эстонии это убедительно подтверждали. А значит "Мечом Св. Петра" в грядущем крестовом походе на Русь станет именно Орден, и сейчас его следует максимально поддержать, по-возможности выведя из под власти местного епископа.
Вильям так и сделал. Он отказал бедняге Альберту в получении сана архиепископа (а тот так надеялся!), решил в пользу Ордена земельный конфликт (воины Христовы должны иметь достойные лены!). Как показали ближайшие годы легат переоценил Меченосцев.
Война с датчанами за Эстонию закончилась победой Ордена. Основанный королём Вальдемаром II Ревель(Таллин) пал в 1227 г., а в 1230 г. немцам покорилась вся Эстония. Однако тяжёлые поражения от Русских, которые теперь каждый год ходили в Ливонию за добычей, подорвали ограниченные людские ресурсы Ордена. А пополнить их было не так-то просто. Чтобы понять почему, следует внимательнее рассмотреть из кого и как формировались Тевтонский и Ливонский Ордена.
Надо заметить, что крестоносные братья-рыцари чётко делились на 3 типа. Тип 1-й - это те кто пришёл в Орден за властью. Классический пример - уже хорошо знакомый нам фон Зальца. Сын небогатых и незнатных родителей из семьи минестериалов (по-русски "военных холопов"), он дослужился до должности Великого Магистра и стал другом королей, пап и императоров. Ордена хотя и не принимали к себе лиц недворянского происхождения , всем вступившим предоставляли равные (ну почти!) условия для карьеры. Там не смотрели (ну почти!) кто ты - сын герцого или холопа-рыцаря "динстманна". Такие честолюбцы при наличии способностей становились элитой Ордена. Надо сказать, что преимущества Тевтонского ордена в плане привлекательности для таких вот субъектов перед Орденом Меченосцев были очевидны. Достаточно вспомнить, что Тевтонцы были прямыми вассалами папы и императора, двух высших персон в христианском мире, в то время как Меченосцы - вассалами Рижского епископа, который в свою очередь был подчинённым архиепископа Бременского, тот - вассалом примаса Германии архиепископа Майнцского, и лишь архиепископ Майнцский - прямым вассалом папы. Вот такая вот иерархия. Надо ли говорить, что в плане карьеры Тевтонский орден был куда привлекательнее Ливонского?
Второй тип - это те кто пришёл в орден кипя крестоносным воодушевлением. Таких было мало, во всяком случае меньше чем думают. Ну, сами посудите - те кто искренне горел релегиозным энтузиазмом, хотел спасти свою душу, обычно уходил в монахи (и таких было множество). Те кто хотел славы и приключений вкупе с отпущением грехов, мог просто отправиться в один из тех летних крестовых походов на русских или Литву. Такие походы регулярно устраивались Орденами для скучающих рыцарей со всей Европы от Англии до Италии. Ещё Чосер в конце 14 века красочно описывал благородные развлечения ждущие рыцарей, которые ушли в "крестоносный набег" на православных. Затем, всласть порубив неверных "рутенов", ты мог получить индульгенцию и вернуться домой в статусе "пилигрима", дабы хвастать там своими подвигами, наслаждаясь заслуженным успехом у дам. Зачем же вступать в орден и принимать монашеские обеты смирения, бедности и (о ужас!) целомудрия? Это ведь на всю жизнь. Конечно изредка находились желающие, но они погоду не делали. А погоду делали...
Братья третьего типа. Здесь следует вспомнить, что любой рыцарский орден - это не только монашеское братство и военная организация, но и... исправительная колония для лиц благородного происхождения. Да-да. Был тут один момент, в полной мере используемый орденами для вербовки своих новых членов. Любой грех для вступившего в орден отпускался, любое преступление прощалось. Вступавший как бы начинал свою жизнь заново. А братья рыцари были неподсудны никому кроме магистров, капитула и его святейшества папы. Светские и местные церковные власти не имели права совать нос в дела орденов. Так что, если вы ограбили попа, изнасиловали девушку благородного сословия, убили королевского чиновника, и вашим родокам ( старые пердуны!) не удалось это дело замять, то ваш путь лежал прямиком в рыцарский орден. Вступительный взнос был правда велик (30-60 марок серебра), но для спасения родного дитятки ничего не жалко! Так вы из опозоренного преступника в один момент превращались в достойного и уважаемого члена общества, в вызывающего всеобщее восхищение Защитника Веры! Да и накидки красивые. А девушки - говорят русские схизматички в Псковском королевстве очень даже ничего!
Так вот, при вербовки этих последних, самых многообещающих членов, Меченосцы безнадёжно проигрывали Тевтонцам. У них и известность была поменьше и статус пониже, главной же слабостью Ливонского ордена было отсутствие у него мощных филиалов (командорств) на территории Германии, каковые могли бы в изобилии снабжать его новыми братьми, вербуя их из среды немецкого дворянства, как это делал, например, Тевтонский орден. Число Меченосцев пополнялось в основном за счёт тех из "сезонных кретоносцев-любителей", что прибывали в Прибалтику каждое лето. Некоторые из них соблазнялись Меченоцами и вступали в орден, но большинство осенью уплывало домой. Монашеская жизнь и суровые обеты соблазняли немногих. Так в верхах Ливонского ордена впервые родилась идея о союзе с Тевтонцами, которые как раз недавно облапошили поляков и овладели обширными землями "по-соседству" (смотри мои предыдущие посты в этой теме).
Продолжение следует....
  Ответить с цитированием