Показать сообщение отдельно
Старый 30.09.2005, 02:23   #1
Graycat
 
Сообщения: n/a


По умолчанию Мифы, как основа фентези

В основе фентезийных произведений всегда лежат фольклорные материалы. Эту традицию заложил Профессор, создав "Хранителей". Только он использовал не готовый материал, а написал свой собственный, изрядно переработав скандинавские и германские мифы.
И с его же лёгкой руки, с помощью последователей — талантливых и графоманствующих, стали штампом эльфы, гномы, драконы и прочая и прочая.
Для многих эльфы — это благородные создания, великолепные лучники, существа, не отделимые от природы. Некоторые писатели спохватившись, что картинка получается слишком идиллической, вспомнили исходники и поделили эльфов на светлых и тёмных.
Большинство современных писателей используют мир созданный Профессором, не задумываясь о его корнях. И ничтожно малая часть, включая Александра, пытаются создать свой мир на каких-либо других материалах. В этом случае, помимо вызывающего уважение стремления создать нечто новое, имеет быть место более (на мой взгляд) важный момент — культрегерская функция литературы.
К своему сожалению, до прочтения книг серии "Архимаг", я знал из всего шумерского пантеона только Мардука и Иштар (Гильгамеш был, насколько я помню, героем), так как "Сказание о Гильгамеше" не вызывало у меня никакого желания его прочитать (хотя сейчас и следовало бы, чтобы понять взаимоотношения между демонами и богами).

И ложка дёгтя от старого ворчуна и брюзги.
"Три мудреца..." — книга, выделяющаяся из контекста творчества Александра. Возможно, я не понял сверхзадачи этой книги; возможно, это пародия на современную русскую cheap humour fantasy-литературу. Но в данной книге присутвует почти полный набор штампов и клише: "новый русский", чахлый сисадмин, безумные маги, кровожадные туземцы, ангел, повергнутый в ад, и, как апофеоз, коллизия "зять и тёща".

Рассмотрим только один момент в контексте данной темы — Стефанию.
В основе лежит христианская мифология.
Насколько мне помнится, в Библии нет описания ни чертей, ни ангелов, ни ада, ни рая. О чертях даже упоминаний нет — есть сатана и дьявол. Основное описание ангелов — "сияющий" и "сходящий с небес"; имеются ещё серафимы о шести крылах, но их связь с ангелами спорна.
Современное наполнение этих понятий связано со средневековыми толкованиями Библии, с исходным текстом мало связанными.
Низвержение Люцифера в Библии описано "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (От Луки, Х, 1. И это всё; кстати, "сын зари" упоминается в отношении царя вавилонского.
Таким образом, Стефания — чертовка, низвергнутая из ангелов, с огрызками крыльев и с хвостом — абсолютный штамп христианской мифологии. На мой взгляд, было бы интереснее попробовать применить анти-штамп — ангеп-хранитель, из "перековавшейся" чертовки, без внешних признаков принадлежности к другому миру или же способностью к полиморфизму (в Библии ангелы по половой принадлежности — мужчины).

Эти все запоздалые придирки, возможно кем-нибудь уже озвучены положения этого сообщения, не влияют на моё отношение к Александру, как к великолепному рассказчику и творцу миров.
" автор всегда прав. Хотя он и пишет для нас, читателей, как именно писать — решает сам." © мой

PS. Хотя представив атомную бомбу величиной с Empair State Building...
  Ответить с цитированием