Показать сообщение отдельно
Старый 12.08.2007, 02:50   #1
Ares
 
Сообщения: n/a


По умолчанию Правда о джиннах...

Хмм, Александру надо идти в политику... Рассказывает сказки так, что они легко принимаются за "чистую монету". =)
Вышесказанное, конечно, просто шутка, но тем не менее, я, хоть и являюсь человеком несколько лет интересующимся мифологией, фэнтэзи и их сочетаниями, до недавнего времени, не видел никакой "нестыковки" или "особенностей мира" в Авторской классификации джиннов.
Действительно - мариды, силаты, ифриты, кутрубы. Чего же тут непонятного - четыре первоосновы, да и все названия на слуху у человека читающего фэнтэзи литературу... Но вот когда мне понадобилось разобрать это чуть-чуть поподробнее, я оказался дико шокирован тем фактом, что я, оказывается, "купился" на талант Автора. =)

Итак, начнём с самого простого - с ифритов. У Александра:
"Огонь — ифриты. Они самые сильные, дышат огнем и отлично владеют боевой магией. Когда нужно кого-то убить или что-то разрушить — это работа ифритов."
Тут, слава Джону Канегхему и его детищу Might&Magic'у, всё давно расставлено по полочкам. Да, ифриты - джины огня, могучи, живут в лавовых озёрах и обитают в локациях замка Инферно. Ни одна литература, вольностей, по отношению к данным существам - не допускает. И Dungeons&Dragons и даже арабские мифологические источники вполне согласны с всеобщими впечатлениями, добавляя к ним ещё и общую злобность этих существ.

Далее, вторые по распространённости - мариды. И вот тут то он, культурный шок, меня и посетил. И ведь в названии есть чёткий корень "mari", что уже, казалось бы, должно было насторожить. Впрочем, это можно списать, на подсознательное не желание связывать латынь с арабскими наречиями. Итак, кто такие "мариды" у Александра:
"Воздух — мариды. Они немного слабее, но в магии лучше всех. Превращаются сами и превращают всё вокруг, могут возвести дворец за одну ночь, умеют творить вещи. Великий Хан и Великий Визирь почти всегда мариды.".
Но вот тут прочие источники уже с определением несогласны, причём категорически! По арабским источникам, мариды, во-первых - джины воды, во-вторых они могущественнее ифритов не столько в магии, сколько вообще являются более мощной "градацией" джинов. Dungeons&Dragons согласен с арабскими источниками и, кроме того, косвенно подтверждают последнее предложение из описания Автора, говоря о том, что общество маридов хоть и правится падишахом, немало маридов не признают его авторитета.

Ну чтож, дальше у нас "кутрубы". По книгам Александра:
"Земля — кутрубы. Самые тупые и никчемные джинны — обычные волосатые великаны-людоеды. Из всей магии хорошо владеют только левитацией."
Тут, стоит начать с того, что в арабских источниках понятие "кутруб" - не связано с джинами, как таковыми. Кутруб - злой демон, враждебный человеку. Но не джин, абсолютно не джин. Далее у Александра мы видим:
"— Кто такие гули?
— Самки кутрубов. На самцов непохожи — похожи на молодых, красивых женщин. Заманивают людей в ловушку и пожирают.
Тут уже гораздо ближе к истине, так как гули - уже являются одним из подвидов джинов, по арабским источникам. Хотя и больше подходят на роль "джиннов-демонов", так как являются верными последователями Иблиса. Но таких демонов-последователей Александр назвал шайтанами:
— Кто такие шайтаны?
— Джинны-демоны.
Гули, по арабским источникам, считаются профессионалами в перевоплощении (демоны всё-таки, искушать\пугать как-то надо), но абсолютно культурно делятся по половому признаку (женщины называются "гулех").
Ну и ещё по гулям можно сказать, что в данный момент, в фэнтэзи, так называется нежить, родственница вампиров, но критически слабее их. Некое "промежуточное звено" между зомби и вампирами... Скорее всего именно поэтому Александр решил взять красивое восточное "кутруб", а не запутывающее "гуль".
Что же касается джиннов, конкретно, стихии земли, то тут можно опираться лишь на D&D, где ясно и конкретно указывается, что этот тип джинов называется "дао", что они любят драгоценные камни и по могуществу находятся между джинами воздуха (о них речь ниже) и ифритами.

Ну и последний тип джиннов "силаты". По книгам Александра:
"Вода — силаты. В мире джиннов их совсем мало, потому что у них там очень горячо, а воды раз-два и обчелся. В бою никуда не годятся, но с бытовой магией справляются неплохо, хотя и хуже маридов.
Как я писал выше - за воду, по другим источникам, отвечают отнюдь не силаты. Так кто же такие тогда силаты? По арабским иточникам это всё те же гули (джинны-демоны), но не умеющие менять свою форму. То есть, как раз таки, вполне подходят под описаных Александром "кутрубов". D&D же про "силатов" сказать не может вообще ничего, но, так как я упустил "джинов воздуха", то раскажу про них.
Для начала, стоит сказать, что "джины" разделили судьбу "кокатрайсов-василисков" и "дварфов-гномов", то есть врезались в "языковой барьер" при переходе с запада на восток. В английском (D&Dшном) языке общий подтип всех джинов называется "genie", а джинны отвечающие за воздушную стихию зовутся "djinie", и, как понятно, любому русскому человеку, оба этих слова переводятся на наш велико-могучий как "джин" и никакого смыслово-эмоциального отличия мы привнести неможем. Впрочем "мы", гораздо ближе к оригиналу, чем "они", потому что в арабской мифологии словом "джин" обозначается тоже весь подтип этих эфирных существ, а не какую-то конкретную их разновидность.
В D&D, джины воздуха, почти самые слабые из всего "джинового семейства" (слабее только "джаны"), но, тем не менее есть 1 шанс из 100, что в их обществе родится "знатный джин", который будет по силам сравниваться с ифритами и маридами, а кроме того обладать стандартным "исполнительством желаний".
Ну и я упомянул ещё "джанов". Это тип джинов собравших в себя все четыре первоосновы, но, как почти любой "суррогат", они гораздо слабее своих "концентрированных" собратьев. Кстати, пример Хубаксиса нам это подтверждает. =)

Ну вот, пожалуй, и все. Зачем я создал эту темку? Да, наверное, как и любые другие темки на форумах - чтобы поделиться своими мыслями. Ну и конечно, я буду рад, если здесь отпишется кто-то знающий арабскую мифологию лучше меня, и развеет какие-то мои возможные заблуждения.
А ещё, чтобы все знали, что несмотря на всю правильность и логичность Метавселенной Автора, она тоже не везде совпадает с нашими фэнтэзийными и мифологическими реалиями. =)

\\Я ни в коем разе не хочу подорвать авторитет Александра (ага, уже подорвался и шатается ) , или заставить его переписать все книги "в соответствии" (вот, как сейчас вижу... Ходит Александр Валентинович по домам и отбирает у всех книги, чтобы внести изменения )... Всё, стоп... меня куда-то не туда понесло. Извините, сорвался. =)
  Ответить с цитированием