Показать сообщение отдельно
Старый 08.01.2009, 00:23   #1
Трон
 
Сообщения: n/a


По умолчанию Прогресс и регресс персонажей Рудазова

Если обратиться к понятию "роман" то мы узнаем, что главное в этом жанре - отображение развития героя и мира в котором он живет. Ну и много чего еще...
Конечно циклы Рудазова не совсем "психологическое" чтиво, тут больше развлекательного элемента, но все-таки никакое развлечение не поможет, если автор не будет работать над своими персонажами.. И Александр очень добростовестно это делает. Честь ему и хвала..
Но.. не все так радужно...
Герои в книгах подобны винтикам в механизме - каждый играет свою роль, свой цвет на картине из слов (об этом замечательно сказано в последнем романе Джаспера Ффорте... как, вы не читали? тогда марш - раздобыть и читать, приобщайтесь к высокому уровню, понимаш) и их развитие - очень важный элемент воздействия на читателя...
Особенно это важно в циклах. Столько романов, со временем начинаешь ловить того или иного персонажа либо на резкой смене поведения, либо (что чаще) на банальном тормозе - столько времени прошло, а он все такой-же... тут из подсознания читателя выпрыгивает тов. Станиславский со своим "не верю", и пошло-поехало. Так что это важно.
Что мы наблюдаем у Рудазова?
В свое время, прочитав Архимага и почти сразу вышедшего за ним 3Г6Р я поразился несхожетси стиля.. и не один я - как раз тогда я уловил в сети слушок, что никакого А. Рудазова нет, а это коллектив типа М.Фрая, и циклы Архимаг и Яцхен пишутся разными людьми... Я был готов поверить..
Уже потом узнав историю написания первого романа про яцхена, я все понял.... вообще читать его было странно.. в середине книга я был почти убежден, что у меня в руках довольно удачный клон Слимпа, до того стало похоже... правда чувство испарилось страниц через 40... Думаю автор сам осознает схожесть и даже иронизирует по этому поводу в ШР:
Цитата из книги
Цитата из книги
— Нет, — буркнул я. — Но буду придерживать в качестве запасного варианта. Все-таки жаль, что ты не... ну амулет какой-нибудь, например. Тогда я бы просто снял тебя с шеи и выкинул в сортир. А еще лучше — расплавил к чертовой матери! А потом вылил бы в сортир.
— Хе-хе! Хорошо, что я не амулет, правда? — ехидно поинтересовался Рабан.
— Для тебя хорошо, конечно...


По-моему чистая пасхалка на Бабкина.

Ну это к слову...

Итак, что же с героями Рудазова.
Легче всего с Олегом - когда описание ведется от первого лица, показать эволюцию героя проще - тут и внутрение мысли, и суждения..
Эволюция Олега надо признать описана хорошо, хотя, как это уже не раз замечали, во многом Олег тупеет от книги к книге. Но у него факторов "морфинга" очень много - и новое тело и демоническая душа и жизнь собачья... Рабан опять же.. в жизни ему мозги не очень-то нужны... никто от него интелектуального напряжения не требует...

Интересно развитие обитателей Лэнга. Если в цикле Яцхен (особенно в ШР)
это почти комические и тупые создания, (классика темных персонажей из юмористической фантастики) но в цикле Архимаг это довольно умные и хитрые твари. К последним книгам вроде различия выравниваются.

Что же у нас в Архимаге.
Тут нужно вспомнить, что в классическом литературном каноне каждый герой выполняет свою "роль". ГГ, подруга ГГ, друг-неудачник ГГ (на фоне которого ГГ самоутверждается) (об этом великолепно сказано в романе Д.Мура "Героизм для начинающих"... как.. вы и это не читали? фу такими быть... ) и романы Рудазова не исключения.

Ну с ГГ и его подругой все ясно - развите личности Креола стабильно, автор уделяет ему много внимания (герою, не развитию) - тут сделал точный ход - герой не сопляк-неумеха, автор взял уже человека с опытом в целую жизнь и вместо РАЗВИТИЯ ГГ мы получили РАСКРЫТИЕ ГГ. Такой фокус в свое время провернул Злотников в цикле ГРОН, ну и конечно куча классиков зарубежной фентези.
С Ванессой тоже все ясно - прогресс невелик, но заметен.
Герой вспомогательный - палладин, выбран удачно.. Рыцарь в команде "квеста" это классика - его характер (а он тоже поживший, так что никакого становления) четко задан его верой и задачами. А вообще получился живой и интересный персонаж.
А вот кто оказался побочным материалом так это Хубастис и Логмир.
Увы, но эти персонажи у Рудазова нестабильны и неубедительно регресирующие. Причина проста - Хубастис появился в Архимаге как комически-дополняющий персонаж-собеседник. Чтобы Креол не говорил как дурак сам с собой - информацию о нем и его мире мы получаем частично через джина. По-этому в начале книги джин довольно разумен, мыслит довольно логически. Почитайте начало Архимага. Но с появлением Ванессы и освоением Креола в этом мире, к концу книги нужда в дополняющем персонаже отпала, и Хубби занимает нишу "развлекательного" персонажа - уже к середине второй книги стремительно тупеет (правда, надо отдать должное автору - он оправдывает это изменение наркотической зависимостью джина, что правда не совсем убедительно обьясняет деградацию персонажа) и уходит не то что на второй - на пятый план. В последней книге он терпит новую метаморфозу - становится вместо "персонажа-шута" персонажем "тупой громила" - тоже классика. Надеюсь автор все же сжалиться и прибавит взрослому мариду ума, поскольку на момент пробуждения Хубби предстает почти клиническим идиотом.

Что до Логмира... В СЛО это довольно разумный, способный рассуждать персонаж - ведь часть сюжета крутится вокруг него. Персонаж "обаятельный хитрец" - частый участник квестов - причем обычно он бабник (есть) и менстрель (есть) - вспомните Лютика у Сапаковского.
Но как только сюжет переносится в другое русло (начиная со второй половины СЛО) - Логмира как подменяют. Все просто - он занимает нишу "персонаж-шут" и уже в ВК - это полный олигофрен не способный произнести фразу длиннее пяти слов и запомнить больше двух предложений. Весьма печально.

На этом разрешите разбор полетов считать оконченным, т.к. остальные персонажи либо мало развиты в книгах, либо описываются слишком мало, чтобы увидеть развитие, либо (как ИННАНА) даны с того угла, что все можно списать на особый статус.
Спасибо за внимание....

Последний раз редактировалось Werewolf, 10.01.2009 в 16:15.
  Ответить с цитированием