Показать сообщение отдельно
Старый 29.01.2009, 02:29   #1
Werewolf
 
Сообщения: n/a


По умолчанию Магия, как составляющая фэнтези

Думаю, мало кто не согласится, что понятие "фэнтези" практически неотделимо от понятия "магия". Лично я даже считаю, что в нынешнем своем виде этот жанр сформировался как раз потому, что любое фэнтезийное произведение в обязательном порядке включает в себя некий комплекс сведений о возможности чудесного воздействия персонажей книги на окружающий их мир - для простоты назовем это магией, хотя это определение и узковато. Чудо - это именно то, чего порой так хочется в реальной будничной жизни. А еще - чудо принципиально непознаваемо до конца, и наверное, именно поэтому та разновидность чуда, которую под видом магии включает в книги каждый писатель данного жанра, так привлекательна для нас. Наверное, всем очень хочется поверить, что до настоящего чуда - тоже рукой подать.

По-моему, это вполне хорошая тема для разговора... Давайте поговорим о магии, с самой неформальной и необязательной точки зрения - с точки зрения читателя.

Сначала я хотел поставить на обсуждение вот такой вопрос: как именно, по вашему мнению, магическая система конкретного произведения отражается на общей привлекательности этой книги для ее читателей и вообще на увлекательности сюжета? Но потом подумал... а разве все исчерпывается именно системой магии? Конечно нет. Независимо от магической системы, многое также определяется особенностями изложения сюжета, присущими конкретному автору. Так что переформулирую иначе: что именно привлекает вас в волшебстве и магии фэнтези, и что именно поддерживает интерес по мере развития сюжета? Уточняю - если не касаться при рассмотрении собственно сюжета основного квеста произведения.


Попробую вкратце выразить собственное мнение: лично меня в различных книжных маг-системах привлекает, наверное, прежде всего способность автора в достаточной степени поддерживать иллюзию реальности магии, чтобы иллюзия при этом продолжала оставаться одновременно убедительной, и вместе с тем - чудесной и вызывающей внутренний трепет и восхищение.
Наверное, надо пояснить... авторское изложение я воспринимаю как постоянное балансирование на острие ножа. С одной стороны, иллюзию реальности магии надо поддерживать какими-то неявными закономерностями, которые читатель может неосознанно воспринять. При этом возникает ощущение, что он понял маленький фрагмент того, что в полном объеме известно "настоящему магу", и тем самым возникает иллюзия того, что обрести понимание этого "настоящего мага" вполне реально, а значит - и магия тоже реальна. Сама же магия при этом остается для читателя практически такой же непознанной и непонятной, но иллюзия понимания позволяет поверить в реальность чуда (по крайней мере, пока не закрыта последняя страница книги).
С другой стороны, перегнуть палку с детализацией сведений о маг-системе проще простого. У писателя возникает иллюзия того, что чем больше сведений о магии изложишь в книге - тем реалистичней будет восприятие этой магии. К примеру, у Рудазова система магии одна из самых проработанных, среди известных мне по фэнтезийным книгам (а читал я немало...). С другой стороны, детализация механизмов магии приводит к тому, что фэнтезийное произведение дрейфует в направлении научной фантастики - а именно, к попытке объяснить мир с точки зрения науки. А это, в свою очередь, практически всегда убивает "чудо" как таковое - волшебство становится рутиной, которая отличается от скучнейших научных талмудов лишь отсутствием формул и теорем. Именно поэтому баланс между чудом и реалистичностью магии, с моей точки зрения, настолько труден.

Писатель, конечно, может пойти по проверенному пути - пусть его герои учатся магии с нуля (у какого-нибудь наставника, хотя возможны варианты), и тогда значительную часть внимания можно будет уделять процессу обучения начальным ступеням магии, когда новички стараются расти над собой и потихоньку начинают делать успехи - вместе с новоиспеченными магами, переживающими восторг первых успехов и первых чудес, сотворенных своими руками, аналогичные переживания будут и у читателей, и тоже будет сильная иллюзия реальности магии (наведенная несколько иным образом, нежели при обычном изложении теории магии), но вместе с тем будет и чудо. Тут, правда, есть другая проблема: новички не могут вечно быть новичками (никому не интересны вечные неумехи, книга превратится в детектив с магическим антуражем), но они и не могут быстро стать высококлассными профи, чьи возможности поражают воображение читателя до состояния восхищения и "реальности чуда". Соответственно, начинаются писательские фокусы: либо значительная пауза в повествовании, либо какие-то непредсказуемые бонусы (из области роялей кустообразных), либо периодические изменения манеры изложения (у героев длительные периоды учебы/путешествий/сражений/мало ли еще чего, проходящие циклом и призванные переключать внимание читателей с магии на что-либо другое, а когда внимание вновь акцентируется на магии, оказывается, что в восприятии маг-системы произошел качественный скачок, и все снова становится свежо, ново и интересно), либо еще чего-нибудь. Но баланс сохранить все равно непросто, даже при использовании подобной "технологии" написания книги. И примеров, когда писатели неправдоподобно перекачивают (в смысле магии) своих героев, полным-полно...

Кстати говоря, если посмотреть еще с одной стороны, сюжет многих книг фэнтези чертовски похож на компьютерные ролевые игры. Сначала осваивается некий базовый набор приемов, потом достаточно быстрое развитие до некоего уже более-менее приличного уровня, а дальше долгий и нудный кач персонажа, когда новые таланты и возможности появляются все реже и когда увлекательность игры поддерживается в основном самим сюжетом.

Поделюсь несколькими наименованиями книг, которые лично я считаю весьма хорошими, в плане сохранения баланса между чудом и реалистичностью (хотя не везде явно присутствует маг-система). Большинство из них широко известны, но все же напомнить можно... впрочем, все это мое личное имхо:
- Вадим Арчер "Выбравший Бездну"
- Владимир Васильев "Идущие в ночь"
- Макс Далин "Убить некроманта"
- Сергей и Мария Дяченко "Vita Nostra"
- Урсула ле Гуин "Волшебник Земноморья" (первые 1 части)
- Мария Семенова "Волкодав"
- Аркадий и Борис Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"

И кстати, слежу я еще за одной серией - Андрей Смирнов, "Повелители волшебства", - которая интересна мне именно удачной магической системой. Правда, там с третьей книги тоже идет сильный уклон в детализацию, но первые две в этом плане весьма интересны... мне особенно нравится магия Форм.


Так, что-то я размахнулся... надо бы на сегодня закруглиться. Тема слишком обширна, но не думаю, что это так уж плохо? Если кому-то есть что сказать - прошу... p.s. все вышесказанное - мое личное мнение.
  Ответить с цитированием