Архив форума фантаста А.Рудазова
 

Вернуться   Архив форума фантаста А.Рудазова > Творчество > Творчество товарищей
Создание сайтов RPG мир


Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 07.02.2007, 22:08   #1
Витольда
Птица Лэнга
Заслуженный пользовательАдминистратор
 
Регистрация: 24.06.2010
Сообщения: 0


По умолчанию Мэри Сью

САМООПИСАНИЕ И МЭРИСЬЮИЗМ

(SELF-INSERTION AND MARY-SUE-ISM)

Bast! aka Sebastian (http://enterprise.mathematik.uni-essen.de/~bastian)

Перевод с английского Dirty Nue (hisstory@mail.ru)

Опубликовано на сайте http:// fanfiction.boom.ru

Оригинал здесь: http://enterprise.mathematik.uni-ess...a/MarySue.html

***



Я постоянно слышала, что описание своего образа - бич фанфикшенов, и рассказы, где встречается это явление - плохи по определению. Я тоже в это верила - почти целых полгода.

По сути дела, если бы это была правда, осудить пришлось бы все фанфикшены. Во всех героев, которых мы описываем, мы вкладываем частичку себя. Это единственный способ оживить персонажи. Если мы не вкладываем в них себя, они окажутся в лучшем случае незапоминающимися плоскими фигурками. Трюк в том, чтобы правильно смешивать собственные черты в разных пропорциях, чтобы герои не становились бездумными копиями нас самих.

Это легко, когда речь идет о фанфикшенах, так как характеры и отношения персонажей уже определены. Сложнее с новыми героями - они должны быть уникальными, и у нас нет готовой модели для их создания. Это приводит к распространенной ошибке, а именно: новый персонаж автоматически наделяется характером автора.

Фрейд полагал, что самоописание лежит в основе вообще всей литературы, и все сюжеты есть исполнение желаний автора. Единственное различие в том, насколько успешно он маскируется, прикрывая это социальной ценностью произведения. В широком смысле, с этим нельзя не согласиться.

Таким образом, во всех персонажах имеется немного самоописания, и то, что мы называем самоописанием, есть только преувеличенная степень нормального и полезного литературного приема. Это хорошо, если используется в меру. Так почему же явное самоописание принимается так негативно?

Ответ - "мэрисьюизм". Термин произошел, вероятно, от ранних фанфикшенов по сериалу Star Trek. Обращусь к Мелиссе Уилсон, которая написала отличный "Тест на Мэри-Сьюизм" (http://missy.reimer.com/library/marysue.html и Путеводитель Доктора Мерлина по фанфикшену" (http://missy.reimer.com/library/guide.html):

Вы уже знаете Мэри Сью. Мэри Сью - веселое, яркое, полезное шестнадцатилетнее создание, лучик света на корабле. Весь корабль любит Мэри Сью, потому что Мэри Сью хороша во всем. Мэри Сью - инженер, врач, хороший лидер, превосходный повар и, как правило, прекрасная певица. У Мэри Сью часто проявляются особые дарования, например телепатия, предвидение или магические способности. Если Мэри Сью очень юна, она часто дочь одного или двух известных персонажей. Если она постарше, то она обычно оказывается к концу в постели с любимым героем автора. Ее имя - часто первое или второе имя автора, или его ник в интернете, или любимое прозвище. В конце истории Мэри Сью выходит замуж за выбранного героя, принимая всеобщие поздравления и восхищения, либо же умирает, сопровождаемая глубоким трауром. Читатель, со своей стороны, только рад.

Если Мэри Сью - девушка, то это веселая, всеобщая любимица, которая никогда не страдает ПМС и служит источником вдохновения для всех вокруг. Если герой этого типа мужского пола, он - задумчивый, любящий уединение тип, совершенно не обращающий внимание на славу, от которой у него одни неприятности. Притом что у него прекрасно получается все начинания, даже когда он игнорирует общепринятые правила. В конце он получает уважение всех авторитетных фигур.

У него также случаются ужасные приступы вины из-за вещей, в которых не было его ошибки и которые он вообще не мог контролировать. Все вокруг знают, что он ни в чем не виноват, но он настаивает на своих мучениях и тоскует все ночи напролет. Это дешевая уловка, чтобы найти причину для тоски, переоценки ценностей и глубокой задумчивости совершенно без причины, только чтобы наложить на героя ответственность за что-то неправильное. Часто это используется, чтобы герой стал необщительным и презираемым, из-за того что он замучен виной или морально травмирован. Мэри Сью не может сделать ничего даже отдаленно плохого без целой кучи объяснений и оправданий.

Некоторые авторы думают, что они могут избежать обвинения в мэрисьюизме, заставляя своих героев страдать. Частый результат - утомительные мучения, сопровождаемые потоками жалости к себе и сочувствия других персонажей. Читателям это надоедает так же, как и постоянное исполнение желаний героя, потому что по существу это одно и то же. Во всех этих "страданиях" отражается старая добрая фантазия: "Когда я умру, вы все пожалеете, что плохо ко мне относились".

Другое характерное оправдание "мэрисьюистов": "Эта героиня не я, она просто напоминает меня, разговаривает как я, носит мое имя и делает все то, что мне хотелось бы делать" (Да, это именно так). Или: "Моя героиня не идеализированное олицетворение - она переняла кучу недостатков". Или: "Она не совершенна - есть очень много вещей, которых она не умеет". К сожалению, под "недостатками" часто понимается: "Она слишком сильно заботится о своих друзьях" или "Он пытается все делать как можно лучше, на грани возможностей". И под вещами, которые она "не умеет делать", понимается неумение играть на банджо, чтобы спасти свою жизнь, и другие навыки, которые не играют роли в сюжете.

Проблема с явным самоописанием состоит в том, что в многих случаях автор использует его, потому что он или она просто больше ничего не умеют. И автор, у которого не хватает воображения создать персонаж иной, чем собственная копия (слегка улучшенная, конечно) скорее всего попадет в западню мэрисьюизма. Самоописание - это не причина появления плохих рассказов, но обычно у них один общий источник.

Это также означает, что автор, который знает, что делает, может использовать самоописание, и его рассказ необязательно получится плохим. Я читала несколько очень хороших рассказов с явным самоописанием, но оно было управляемым, и мэрисьюизм там не вызывал раздражения.

Автор приключений Мэри Сью работает на простом принципе: он хочет, чтобы его любили, так что он делает любимым своего героя. Все главные персонажи хотят быть его друзьями, и автор ожидает, что читатели почувствуют то же самое. К сожалению, этого не происходит. Читателям не нужен персонаж, которого они могут любить, им нужен тот, с кем они могут себя отождествлять. Причина, почему мэрисьюизм так раздражает, в том, что никому не нравится видеть кого-то, чьи мечты всегда и во всем сбываются. Наиболее успешные истории - те, где читатель может поставить себя самого на место главного героя. Но Мэри Сью создана не для них, а для автора - такой, какой хочет видеть себя автор со стороны.

Как побочный эффект, Мэри Сью часто отодвигает на задний план главных персонажей. Через секунду после появления Мэри все вокруг превращаются в ее поклонников. Жизнь остальных персонажей показывается постольку, поскольку это касается Мэри, и никакого развития характеров не происходит без того, чтобы это ее каким-либо образом не касалось. Главные герои становятся фоном, кроме разве что особых симпатий автора - им позволительно стать близкими друзьями (или возлюбленными) Мэри Сью. История, в общем-то, перестает быть фанфикшеном.

Опять же, самоописание хорошо работает, пока автор сохраняет целостность истории и позволяет другим персонажам жить собственной жизнью, отдельно от Мэри Сью. Никто не хочет читать фанфик, где его герои танцуют под дудочку Мэри Сью. Они должны играть не эпизодическую роль и оставаться главными действующими лицами их собственных историй.

Короче говоря, самоописание - не бич фанфикшенов. Оно может быть интересным, как любой другой тип истории - при условии, что автор знает, что делает, и знает, как избежать мэрисьюизма в его худших формах. Мэрисьюизм не ограничен самоописанием, и самоописание - не обязательно мэрисьюизм, но они следуют друг за другом, если это вовремя не предотвратить.

Я попробую дать вам несколько моих личных рекомендаций. Я не буду вдаваться в подробности. Есть много других эссе, где гораздо подробнее рассказано о мэрисьюизме и о том, как его избежать, так что я ограничусь теми, которые я нахожу наиболее раздражающими. Также я расскажу о том, как, по моему мнению, различать самоописание и мэрисьюизм.

Самая важная рекомендация - будьте честны. Если в этом персонаже вы описали себя, признайте это. Не тратьте впустую силы, чтобы это скрыть. Лучше направьте их на то, чтобы сделать рассказ интересным и оригинальным. Расскажите его так, как никто не рассказывал прежде. Читатели должны иметь возможность идентифицировать себя с персонажем, поставить себя на его/ее место. Только тогда вы выполните их желания, а не заставите смотреть на чужие.

Другая составляющая честности в самоописании: когда желания героя/героини исполняются, они должны радоваться этому. Если вы напишете об их раздражении и тоске, это будет выглядеть нечестным и неестественным с точки зрения читателя. Могут иметься обратные стороны медали, которые откроются позже, но в реальности никто бы не увидел их сразу, когда он еще ослеплен успехом. Вместе с большой властью приходит большая ответственность, но, добившись цели, любой нормальный человек обычно кричит "Урааа! Великолепно! Дааа!"

Никогда - никогда! - ни на секунду не думайте, что можете позволить себе мэрисьюизм, если вы "совмещаете" его с драмой, развитием характера или тоской. Вы не можете совмещать мэрисьюизм. Он становится только более очевидным и раздражающим в контрасте. Кроме того, половина вещей, которые, по идее, направлены против мэрисьюизма, часто им же самим и оказываются.

Особенно избегайте ложной вины, описанной выше. Если вы хотите, чтобы ваш герой имел нечистую совесть или мятежную душу, чтобы потом иметь возможность обрести душевный покой, пусть он/она на самом деле сделают что-то неправильное и будут по-настоящему виноватыми. Если вы не можете вынести мысль, что ваша героиня на такое способна, то не беспокойте нас притворными жалобами.

Когда Вы создаете нового героя (при помощи самоописания или нет), подумайте немного о его взаимодействии с персонажами и историей. Вам нужен этот новый герой, чтобы поддержать рассказ, или вы пишете рассказ, чтобы он служил фоном для вашего героя? В последнем случае попробуйте придумать объяснение, почему он заслужил такую честь. Если ответ будет: "Потому что он такой хороший, что людям захочется о нем читать", - то, скорее всего, вы создаете Мэри Сью. Основывать всю историю исключительно на одном персонаже - дело ОЧЕНЬ трудное, так что лучше оставить эту работу профессионалам.

Наконец, как вы реагируете на критику в адрес вашей героини? Если вы отвечаете на нападки (в том числе утверждения, что он или она - Мэри-Сью) так, как будто это личные обвинения в ваш счет, вы должны признать, что вы довольно явно отождествляете себя с вашим персонажем. Возможно, слишком явно, чтобы объективно судить о его/ее роли и значении в вашей истории.

Перевод © Dirty Nue, 2002

====================================

Найдено тут: http://grafo.by.ru/texts/bast_self.htm
Еще на тему:
http://www.histrio.allelves.ru/Perso.../soavtor/?Mery
http://www.histrio.allelves.ru/forum...?p=16483#16483
Витольда вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.04.2007, 01:49   #2
Деймос Безликий
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

Уважаемая Вита. Надеюсь на вашу помощь.
Некоторое время назад я приступил к написанию фанфика, но как бы я ни старался, у меня не получается создать нормального главного персонажа - постоянно получается Мэри-Сью. Подскажите, в какую сторону изменить персонаж или же в какие обстоятельства мне его поставить? (Фанфик пишется на творчество А.Рудазова, конкретнее на линию "Архимаг". Alternative Universe. Ни на что, кроме как на своих персонажей не претендую.)
PS: Мне важно любое мнение.
  Ответить с цитированием
Старый 11.04.2007, 20:41   #3
Витольда
Птица Лэнга
Заслуженный пользовательАдминистратор
 
Регистрация: 24.06.2010
Сообщения: 0


По умолчанию

Ну потренироваться на Мери-Сью, как на котятах не так уж плохо. Это же ваш первый опыт Просто не берите архимага, а кого-нить попроще. Ограничте его несколькими сферами, в которых он разбирается. Не делайте его докой и по пению, и по тригонометрии, и по прочим "и по". Не давайте ему слишком могущественных покровителей, друзей, рабов, артефактов для достижения простых целей. А если уж даете, то подумайте, что с ГГ за это посерьезней содрать. То, что дается даром, не ценится. Не потивопоставляйте ему слишком глупых врагов. И цель выберете попроще.
Витольда вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.04.2007, 12:51   #4
ChudoJogurts
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

ИМХО Мери-сьюизм это необязательно плохо. В качестве примера, хотелось бы привести творчество писателя Сергея садова. В его книгах ГГ - подросток с ОЧЕНЬ большим количеством способностей(напр. в "Рыцаре Ордена" ГГ - лучший в мире фехтовальшик, гениальный полководец, прекрасный дипломат и отличный торговец, и все это в 14(по-моему) лет) но тем не менее книга замечательная, и вся трилогия читается на одном дыхании.

Просто Мери-Сьюизм накладывает свой отпечаток на жанр - получается скорее сказка для мальчишек всех возрастов чем серьезное фентези, но тем не менее такой подход тоже имеет право на жизнь.
  Ответить с цитированием
Старый 12.04.2007, 18:00   #5
Деймос Безликий
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

А вот не может мой ГГ быть Мэри-Сью.
Во-первых: ему около 85 экцей и всё это время он ЖИЛ. Надо ли говорить, что от такого срока одиночества у него вся магическая книга вызубрена на зубок а мана просто заоблачная лишь потому, что на первых порах у него была какая-то цель. Потом началась скука, от которой у него не осталось никакой фантазии по борьбе с ней. Теперь он не знает куда приложить свои силы.
Во-вторых: у него объявились наполеоновские планы и невеста из прошлого.
Главный вопрос на повестке дня - где бы его урезать в могуществе? :twisted:
  Ответить с цитированием
Старый 21.04.2007, 22:42   #6
Деймос Безликий
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

Главный вопрос снимается - я нашёл своему ГГ ту сферу деятельности, в которой он... хм... мало что понимает и умеет.
Теперь другой вопрос - оставлять его в мирах серии "Архимаг" и "Яцхен" или же закинуть в совершенно новый мир?
  Ответить с цитированием
Старый 21.04.2007, 23:10   #7
Витольда
Птица Лэнга
Заслуженный пользовательАдминистратор
 
Регистрация: 24.06.2010
Сообщения: 0


По умолчанию

Миры Рудазова дают достаточно широкий простор фантазии. Они могут быть любыми. Так что всё зависит только от вашего решения: выбрать уже описанный мир, создать свой в Вселенной Рудазова, создать свой в своей Вселенной.
Витольда вне форума   Ответить с цитированием
Старый 27.04.2007, 00:14   #8
Деймос Безликий
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Вита
Миры Рудазова дают достаточно широкий простор фантазии.
Что верно, то верно. Не весь Рари Рудазов успел описать. Есть там два гористых островка недалеко от Оцилладо Ронима. Почти по меридиану южнее Л'кепересала. Успел-таки застолбить. 8-) А вообще не описаны (или мало описаны) острова Черного, Великого Серого океанов, архипелаг островов севернее Геремиады, острова Океана Эйстов (на территории Шгера и Мвидо) и пограничный остров между Шгером и Талье.
Горы Аррандрах в списке неописанных на особом месте. Там может обитать что угодно. Как было написано в прологе к "Серой чуме" "...нет лучшего места для мусора, чем горы". Вот только раз среди этого мусора появились девкаци, значит там может найтись ещё что-нибудь полезное... :twisted:
  Ответить с цитированием
Старый 27.04.2007, 19:23   #9
Нъярлатхотеп
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

ChudoJogurts, позвольте не согласится. Мери-сьюизм ИМХО загубил Перумова. У него МС через одного. Взять хотя бы Фесса (Кащеюшко, без обид ) - вояка хоть куда, чуть ли не сильнейший маг Эвиала под конец книги, льёт слёзы в два ручья по поводу и без. Слава богу, Алекс пока что да такого не докатился. Надеюсь и впредь.
  Ответить с цитированием
Старый 29.04.2007, 17:05   #10
Григорий
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

Интересно, как бы выглядел анти-Мери-Сью? Эдакий негатив автора. У гуманиста лентяя например мизантроп-трудоглик и аккуратист) Наверно так получаются главнегодяи) А вот если вот такое вот чудо сделать главным героем? Заодно можно и собственную психологию подправить. Если четко выбирать "а бы сделал это наоборот" там где есть разумный выбор с точки зрения персонажа.
  Ответить с цитированием
Старый 08.05.2009, 17:05   #11
Кадет00
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Нъярлатхотеп Посмотреть сообщение
ChudoJogurts, позвольте не согласится. Мери-сьюизм ИМХО загубил Перумова. У него МС через одного. Взять хотя бы Фесса (Кащеюшко, без обид ) - вояка хоть куда, чуть ли не сильнейший маг Эвиала под конец книги, льёт слёзы в два ручья по поводу и без. Слава богу, Алекс пока что да такого не докатился. Надеюсь и впредь.
Не соглашусь. От такой жизни у кого угодно мозги слетят.
Мэри Сью - это персонаж которому автор подигрывает. А для Фесса это не особо подходит
  Ответить с цитированием
Старый 13.05.2009, 06:45   #12
Malice
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

http://community.livejournal.com/fan...9.html?#cutid1
http://community.livejournal.com/fan...2.html?#cutid1


Энциклопедия мерисьев)
  Ответить с цитированием
Старый 13.05.2009, 15:09   #13
Одинокий воитель
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

Весьма занимательно. Полезно почитать, особливо некоторым "аффтарам".
  Ответить с цитированием
Старый 13.05.2009, 17:21   #14
Bard
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

Весьма и весьма. Особенно про бардов понравилось, хотя сразу не понятно)
  Ответить с цитированием
Старый 13.05.2009, 20:55   #15
Malice
 
Сообщения: n/a


По умолчанию

"бардовые" вместо "бордовые" пишут грамотеи... включая Бушкова)
  Ответить с цитированием
Ответ


Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход


Часовой пояс GMT +4, время: 23:03.


© Рудазов Александр «Перепечатка любых материалов сайта как в сети, так и на бумаге запрещена и преследуется по закону.»